Откуда взялась баня на Руси – неизвестно. Некоторые источники считают, что она появилась благодаря заезжим арабам или грекам. Но это не совсем обоснованно. Наши банные обычаи совсем не похожи на восточные. Другие думают, что баня проделала долгий путь с восточных земель на север. Наконец, третьи полагают, что парная – это собственная придумка славян.
Много путешествующий древнегреческий историк Геродот посетил и территорию нашей страны. Зная немало легенд, он свидетельствовал: проживавшие в наших краях в V —VI веках до н.э. древние скифы уже тогда имели представление о том, что такое парная. Неспроста есть сходство между этими двумя банями – греческой и скифской. В своих заметках он описывает, как скифы обустраивали парилку в походе. Тогда сооружение представляло собой сень из ряда жердей, покрытый кошмой и шкурами. В постройку вносилась объёмная посуда с сильно раскалёнными камнями. На них кидали семена конопли и сбрызгивали водой, отчего воздух насыщался жарким ароматом. Посетив такую баню, человек потел и одновременно вдыхал воздух с полезными испарениями. Геродот утверждал, что скифы получают большое удовольствие от этой процедуры. Получается, если верить рассуждениям древнего историка, то не остаётся и тени сомнений в том, что наша баня – это абсолютно самостоятельное изобретение славян.
Первые, закреплённые документально, упоминания есть и у летописца Нестора. Он рассказывает, что баня для наших предков была обыденным делом. Так, Нестор поведал о странствии апостола Андрея на славянскую землю. Святой проповедовал на берегах Днепра, поднимаясь вверх по течению реки. Здесь очутился он у северных земель, где стал очевидцем обычая, который его потряс: люди посещали парилки в древесных избах, прихлёстывали себя вениками, после чего раздетыми выбегали на холод. По возвращении в Рим он с удивлением рассказывал об увиденном. Подобный обычай показался ему скорее самомучительством, нежели приятной процедурой. Немалое удивление вызывало увиденное и у других путешественников, о чём не раз упоминалось.
С незапамятных времён на Руси велась стройка общественных бань. Надо полагать, их возведением поначалу занимались при монастырях. Делалось это для оздоровления и лечения. В конце XI века митрополит Киевский впервые издал указ строить на территориях монастырей банные врачевальни. В то же время монахи начали лечить прихожан травами и банными процедурами. Устав монастырей предписывал мыть заболевших раз в десять дней. В Киево-Печерской лавре увлекались старинными греческими книгами, где рассказывалось о положительных свойствах парной при лечении разных болезней. При этом бани строились не по греческому образцу. Такие постройки были в каждом поселении, помимо этого отдельная баня имелась почти у каждой семьи. У каждого, у кого имелось достаточное количество земли, было разрешение на постройку. Банный день по всему государству был назначен на субботу, поэтому этот день недели считался выходным.
В XIII веке жила на Руси известная врачевательница Епраксия. Являясь по рождению внучкой князя Киева Мономаха, обладала даром целительства. Большое значение она придавала пользе бани. В юном возрасте стала невестой византийского царевича. После замужества переехала к нему в Царьград, где за короткий срок обучилась греческому языку и прочла творения знаменитых медиков. Постепенно она сама обрела известность. Собирала множество народных рецептов, призывала соблюдать гигиену. Полагала, что вода и пар одни из лучших средств для укрепления тела и предохранения от болезней.
История знает немало описаний банных ритуалов. Но именно русская баня заслуженно упоминается иностранцами чаще всего. В последние несколько столетий о ней упоминали практически все иностранцы знакомые с нашей культурой. Путешественники и журналисты, находясь в России, считали едва ли не долгом посетить русские парные. Это было значительной составляющей русской экзотики. Так, иностранцы в немалой степени поспособствовали тому, что русский человек ассоциировался с привязанностью к парилке.
Например, учёный-немец Адам Олеарий, посетивший нашу страну в начале XVII века, рассказывал, что российские деревни и города трудно представить без бани. Его поражало, как русские переносят исключительный жар и лёжа на банных полках сильно бьют себя вениками. А после обливаются ледяной водой или же вовсе выскакивают на улицу и валяются в снегу, затем снова забегая в баню. Это показалось европейцу совсем уж странным. Надо отметить, что в ту эпоху Европа обходилась без банных процедур, они были запрещены.
Учёный остался потрясён тем, что в России мужчины с женщинами парятся вместе и только некоторые из них прикрывают себя вейками.
Наши традиции привлекли и известного Джакомо Казанова. Он побывал в Москве в конце восемнадцатого века. Казанову поразило, что все посетители парной – люди разного пола — были абсолютно голыми. Наблюдая за посетителями, он пришёл к выводу, что русские — целомудренная нация, поэтому им чуждо чувство стыда перед наготой.
Это наблюдение особенно ценно тем, что небезызвестный затейник в данном вопросе, несомненно, знал толк. В ту же Москву он приехал с некой девицей по имени Заира, которую купил за тысячу рублей в российской столице.
Действительно, довольно продолжительное время наша баня не была раздельной. Мужчины и женщины посещали парилку вместе, несмотря на возраст. Лишь начиная с правления Ивана Грозного возникли попытки разделить купальщиков. Так, посетив Псков, царь заметил, что гости общественной бани – мужчины и женщины — выходят на улицу абсолютно нагими. Разврата не отмечалось, тем не менее было наложено вето на посещение бани церковными служителями разного пола одновременно. Иных посетителей изменения не затронули. Дома же в баню наведывались сразу семьями и это не вызывало смущения.
Немалый восторг у иностранцев вызывали закалённость и общее здоровье наших предков. Есть документальное свидетельство пребывания Петра Первого во французской столице в начале восемнадцатого века. Чтобы гренадерам было, где восстановить силы, приказал он обустроить баньку прямо на Сене. Многочисленные зрители этого действа с удивлением наблюдали, как распаренные солдаты совершали прыжки в реку. Пётр на это лишь смеялся и напоминал, что русские так себя закаляют.
Свидетельствуют, что очень он любил парную, был её ценителем и основал гидротерапевтические лечебницы в империи.
Во второй половине восемнадцатого века врач по имени Вильям Тук писал в своих пометках о том, что русские отличаются исключительным здоровьем, болеют значительно реже жителей других стран. Отметил, что женщины легко рожают, а количество мёртвых малышей по сравнению с европейскими государствами значительно ниже. По его словам, русские знают немного способов лечения, но чаще всего применяют парную, пользуясь её целебным влиянием на весь организм.
Баня в те времена существовала нескольких видов. Самая древняя — баня по-чёрному. Название ей присвоили из-за особенностей строения. В такой бане дымохода вовсе не было, отчего она быстро коптилась. Внешне это была небольшая избушка, сложенная из брёвен, с невысоким — менее двух метров – потолком. В парилке — печь и лохань с водой. Печку-каменку топили дровами, располагалась она в углу. Над печкой — окошко. Когда баньку топили, прямиком в комнату шла гарь, заполняя парную. Единственный выход для неё — распахнутое окно. После сгорания дров окно прикрывали, а помещение обтирали влажной тряпкой, чтобы удалить скопившуюся копоть. В такой баньке стоял специфический древесный аромат. Водица лилась на камни, создавая отличный жар. После этих приготовлений можно было сколько хочешь париться, выбегать на улицу, натираться снегом и обратно – в парную. По всей стране можно было увидеть баню по-чёрному, возводилась она за считаные дни — легко и быстро. При освоении новых мест сначала строили баню.
Банька по-белому уже более современна. Конечно, в ней уже есть дымоход! В такой парной дым не «гуляет», а через трубу печи выводится вовне. Есть в ней и поддувало, которое забирает холодный воздух, а также очаг, где в топке горят дровишки. Ещё – каменка, которая располагается сразу над очагом. В некоторых случаях добавляли котёл чтобы воду подогревать. Уже после прогорания дров и превращения их в угли, в печи закрывалась створка и начиналась процедура парения.
Из ковша на раскалённые камни лили воду либо различные травяные настои. Мощная печка-каменка надолго задерживала жар, его было достаточно для всей семьи. Городские бани возводились по аналогичному принципу, разве что размеры печей и помещений были больше. За много сотен лет баня по-белому абсолютно не изменилась, ею и сейчас пользуются во многих русских деревнях, она имеет большое количество поклонников.
Придумали наши пращуры и уникальную вещь – в печи баню! Тогда в избах печные устья были с широченными сводами – примерно полтора метра в глубину и полметра в высоту. В таких печках готовили еду, выпекали хлеб. Когда еда была готова, из печи целиком выгребали угли, а стены убирали от копоти. Всё, парильня готова! Того, кто хотел попариться, внутрь доставляли на заготовленных дощечках или на большой лопате, а потом задвигали за ним заслонку. Внутрь человек брал веничек и ёмкость для воды. Ничего подобного в других культурах не изобретено. В такой баньке парили детей и пожилых в основном.
Вроде немыслимо, но баню в печи и баню по-чёрному можно встретить и сегодня. Для их изготовления требуется особенный навык. Хотя, любителей навалом.
Баня сопровождала все важные события славян. Рождение, свадьба, смерть, так или иначе связаны с баней. Наши предки рождались в бане, посещали её накануне свадебного торжества, а после смерти человека обмывали там же. Там лечили от сглаза и изгоняли болезнь, ворожили и совершали обряды гадания. К непристойному поведению относили крик и ругань, а о пьянстве и оргиях, что были свойственны средневековым европейцам и римлянам, не могло быть и речи!
Хоть незатейлива и скромна, но замечательна наша русская баня! Есть чем гордиться! Почти не изменившись наша банька пережила множество исторических событий, чего нельзя сказать обо многих её «сородичах», которые канули в небытие.
***
Чукча идет по улице, на шее у него полотенце намотано, на плече висит огромная бас-труба, а за собой он тянет на веревке двух коров.
— Чукча, куда собрался? — спрашивает прохожий.
— Чукча в баня звали.
— А труба и корова тебе зачем?
— Мне сказали, в сауна пойдем, всю ночь с телками гудеть будем.
***
Интеллигент спрашивает кассиршу в бане:
— Сегодня баня функционирует?
— Чего?
— Баня работает?
— Работает.
— А вода циркулирует?
— Чего?
— Есть ли вода?
— Есть.
— Тогда выдайте мне билет на одно лицо.
— А ты что, все остальное мыть не будешь?
***
В бане Петька трет спину Чапаеву:
— Василий Иваныч, майка показалась!